​Император Николай II коллекционировал автомобили

8 апреля 2017 г.

Начиная с Петра I, все самодержцы России в большей или меньшей степени увлекались коллекционированием различных предметов, как правило, ценных и вызывающих особый интерес. Не остался в стороне и последний Российский император. Николай II азартно собирал автомобили, так что его коллекция была весьма современной.

Первое знакомство императора с технической новинкой состоялось в 1895 году, когда он увидел «Millet» – французский паровой мотоцикл. Этот «самоходный велосипед» не произвёл на Николая II впечатления, а посему он прохладно относился к последующим новинкам автомобилестроения. Но лишь до тех пор, как в 1903 году князь Владимир Орлов познакомил императора поближе с самоходной техникой.

Пригнав в Царское Село свой автомобиль марки Delaunnay-Belleville, князь неоднократно катал на нём Николая. Благодаря этим поездкам император искренне полюбил новое средство передвижения, став заядлым автомобилистом. В результате не только он сам, но и вся царская семья начала регулярно пользоваться «самоходными тележками».

К тому времени собственные авто появились у многих особ из окружения императора. В 1905 году стал автовладельцем и сам Николай II. Первые машины в гараж Царского Села приехали из Франции и Германии. Быстроходные авто компании Mercedes предназначались для дальних поездок, а французский лимузин Delaunnay-Belleville – для города. У императора появился личный водитель, француз по имени Адольф Кегресс.


Уже через год у Николая II было шесть автомобилей, для которых строились новые гаражи. Техника бурно развивалась, а её венценосный поклонник не желал останавливаться на достигнутом. В дальнейшем его парк постоянно увеличивался.

Император отдавал предпочтение открытым автомобилям типа ландо, таких в его гараже имелось пять штук. Он считал, что народ должен видеть своего правителя. Это серьёзно беспокоило охрану государя, которая настаивала на закрытых экипажах.

Любимой фирмой-производителем Николая II была Delaunnay-Belleville, что сделало ей хорошую рекламу. Французы стали называть свою продукцию самой престижной в мире, а специально для императора России фирма создала уникальный лимузин Delaunnay-Belleville – 70 S.M.T. Здесь аббревиатура S.M.T. означает «Его Императорское Величество». Авто имело двигатель в 70 л.с. и могло разгоняться до 100 км/ч. Для того времени – неслыханные показатели.

Вскоре гаражи имелись во всех царских резиденциях, чтобы император мог предаваться любимому хобби и на отдыхе. Николай II не жалел средств на пополнение и содержание своей коллекции. По приблизительным оценкам специалистов на это было потрачено более полумиллиона тогдашних полноценных рублей.

В то время управление автомобилем было куда более трудным делом, чем сейчас. Одних педалей имелось аж девять штук: правый и левый тормоз, специальный горный тормоз, акселератор, усиление подачи масла в двигатель, пневматический свисток и так далее. Технику в императорских гаражах обслуживало более двадцати человек. Помимо уже упомянутых Мерседесов и Делоне-Бельвилей там содержались и активно использовались Руссо-Балты, Даймлеры и другие марки авто разных лет выпуска, в том числе и грузовые.

К началу 1917 года в собственном гараже Его Величества насчитывалось 56 автомобилей. Столь солидным парком не мог похвастаться ни один европейский монарх. А у президента США, к примеру, тогда в гараже стояло лишь 10 машин.

После известных событий 1917 года все автомобили были реквизированы и вначале переданы Временному правительству. А осенью коллекция последнего императора вновь сменила хозяев, очутившись на Автоконюшенной базе Рабоче-крестьянского правительства. За годы смуты и гражданской войны было уничтожено многое из того, что сумел собрать Николай II. Долгое время вчиталось, что ни один автомобиль из довольно внушительной императорской коллекции не сохранился до наших дней. Однако часть её чудом уцелела. На выставке «Первые моторы России», которая в марте 2017 года состоялась в столичном парке Сокольники, можно было увидеть некоторые ценные и уникальные экземпляры, принадлежавшие прежде последнему Российскому императору.


Поделиться: